Женщина и вино: от строгих табу до профессиональных отношений

женщина и виноВ течение многих веков женщина должна была воздерживаться от употребления вина ввиду того, что патриархальное общество не одобряло этого. Религия строго осуждала питие среди женщин, о чем говорится даже в Библии. В античности женщины, которые пили вино, могли подвергаться очень суровым видам наказания, вплоть до смертной казни. При вавилонском правителе Аммураби жрицы, которые не отказывались от этого греха, даже предавались земле заживо.

Жан-Пьер Корбо, профессор социологии Университета в Туре, проанализировал эти исторические табу, и сделал вывод, что они исходят из трех основных предпосылок. Первая – негативное влияние алкоголя на репродуктивную функцию женщины. Вторая – женщина, которая носит в себе нечистую менструальную кровь, может «загрязнить» вино, которое считается божественным эликсиром. И, наконец, третья причина в том, что употребление вина считалось уделом женщин низкого морального толка – проституток, изменниц.

Восемнадцатый век называют эпохой Просвещения, но также он был временем расцвета литературных салонов, в которых рекой лилось шампанское. Уже в этот период стали различать вино мужское – красное, крепкое, терпкое, и вино женское – мягкое, легкое, белое.

Но практически все табу, накладываемые на потребление вина женщинами ранее, были позабыты в двадцатом веке. В двадцатые годы сигарета и бокал вина для женщин стали олицетворением равенства с мужским полом, однако этот набор тогда был зарезервирован лишь за артистическим и интеллектуальным кругами. В шестидесятые годы под влиянием феминистического движения женщины снова отвоевывали для себя возможность пить вино, не будучи осуждаемыми.

Виноделие: неженское занятие?

В наши дни некоторые представительницы прекрасного пола активно занимаются таким, казалось бы, мужским делом, как виноделие. Женщины-виноделы образовывают ассоциации, организуют встречи, на которых пытаются изменить имидж виноделия, которое в глазах общества имеет слишком категоричную мужскую принадлежность.

Становясь полноправным участником бизнеса, будучи потребителем этой продукции, современная женщина диктует окружающим новую модель поведения. Она хочет производить качественное вино и пить его, демонстрируя при этом более тонкий подход. Сейчас довольно рискованно утверждать, что сладковатые или легкие вина – это продукт сугубо женский, тогда как более тяжелые напитки предназначены мужчинам, как это полагали раньше. Предпочтения потребителей со временем меняются, и сегодня женщины постепенно демонстрируют свою любовь к сложным, более крепким винам.

Женщины-эксперты тоже уже не считаются неофитами, и уже не первый год они получают медали на конкурсах. В мире даже организуются конкурсы, которые должны определить тот самый вкус женского вина, выводя формулу напитка, который может понравиться новым потребителям.

Существует международная сеть под названием Club Femmes et Vins du Monde («Клуб женщин и вина мира»), которая объединяет женщин и мужчин, являющихся ценителями вина, профессионалов виноделия или просто любителей хороших алкогольных напитков. Среди них есть как именитые шеф-повара, обычные студенты, домохозяйки, творческие люди, гурманы и гедонисты – люди, которые принадлежат к разным социальным слоям, из разных стран, но объединенные одной общей страстью.

Связь между женщиной и вином, которая с античных времен казалась спорной, стала пусть и не всецело одобряемой, но абсолютно естественной. Современные женщины вкладывают в винодельческий бизнес столько же сил, сколько мужчины, показывая себя достойными этого дела.

Женщины чувствуют вино лучше, чем мужчины

Прекрасный пол всеми силами отвоевывает когда-то отнятое право наслаждаться вином, причем более чем успешно. Почему? Ученые утверждают, что у женщин вкус и обоняние развиты гораздо лучше, чем у мужчин, что и делает их превосходными дегустаторами, способными оценить сложное вино.

Обоняние и гормоны

За то, что женщина обладает таким прекрасным обонянием и способностью улавливать тончайшие оттенки вкуса и аромата, надо поблагодарить гормоны, которые обычно принято корить за перепады настроения. В отдельных случаях женское обоняние превосходит мужское в сто раз. Известно, что беременная женщина очень остро реагирует на запахи – все это объясняется трансформацией гормональной системы в этот период.

В разные фазы цикла обоняние и способность чувствовать вкус у женщин разные, и это зависит от уровня гормона эстрогена. Во время менструации чувствительность также многократно усиливается. Благодаря гормонам женщины способны ощущать экзальтолид – мускусный запах, который мужчины чувствовать не способны. Кроме того, ученые отметили, что у женщин больше развита память на ароматы и вкусы, что в очередной раз доказывает их высокие дегустационные способности.

Когда язык – не враг

Барбара Ферри, исследователь группы специалистов-нейробиологов в Лионе, дает еще одно логичное объяснение тому, почему становится все больше женщин, вовлеченных в винодельческий бизнес, становящимися управляющими или сомелье. Женщина лучше описывает свои ощущения – более полно и более точно, что в винном деле, несомненно, очень важно. Более того, нельзя упустить тот факт, что большинство женщин проводят определенные часы на кухне за приготовлением пищи. Этот процесс требует хорошего ориентирования во вкусах и ароматах, и со временем приходит опыт моментального узнавания тех или иных нюансов. Не стоит забывать и о том, что женщина, как правило, неравнодушна к парфюмерии, и в поисках своего собственного аромата она может проводить долгое время в магазине, бесконечно тестируя разные варианты.

Женское вино

В последние годы в маркетинге принято условное обозначение для женских и мужских вин, с которым, правда, можно поспорить, но, в сущности, оно недалеко от истины: женскими называют сложносоставные вина, более легкие, тонкие, тогда как мужские – более тяжелые, сильные.

Недавно французский институт CSA провел опрос, который определил, что более 60% женщин во Франции способны оценить вино, различая разные оттенки вкуса и аромата. Для сравнения, в 1995 году таковых было всего 18%. Согласно тому же исследованию, именно женщины покупают вино для дома, для семейного ужина или праздника. Во Франции число таких женщин достигло 78% от всех опрошенных. Похожа ситуация в других странах, где ценится и регулярно употребляется вино: в Германии 70% женщин приобретают его для семейной трапезы, в США – 80%.

Эти данные, а также постоянно растущее число женщин, которые профессионально занимаются виноделием, в очередной раз подтверждают, что у прекрасного пола есть отличные перспективы в этом мужском деле. И все это заслуга не просто деловой хватки, а по-настоящему женских качеств, позволяющих преуспеть наравне с мужчинами.