Народный костюм

Народный костюм Одна из важнейших и постояннейших категорий моды - это традиционная одежда. Если какие-то модные веяния или тенденции изменчивы и недолговечны, то элементы народного костюма присутствуют всегда. Причин подобной постоянности три: явная красота, душевная близость и потребность в идентификации. Действительно, вряд ли кто-нибудь поспорит с тем, что народный костюм красив. Причём костюм любого народа - загадочное ли это кимоно, струящееся ли сари, непостижимый для многих шотландский килт, яркий сарафан или расшитые сафьяновые сапожки.

Помимо красоты традиционная одежда может похвастаться одним, очень важным и в наше время не так уж и часто встречающимся, качeством - добротностью. Ведь в старые времена каждая модель изготовлялась месяцами и выполнялась вручную, тщательно и продуманно, и не зря, то, что для наших предков было просто одеждой, мы называет творчеством. Вот это-то и делает традиционный костюм таким интересным и привлекательным - красота, качество и уникальность. Ведь это именно то, что ищет, к чему стремится и за что выкладывает немалые деньги любой человек.

 

Народный костюм знаком всем с детства. В сказках любого народа всегда присутствуют описания «тех» предметов одежды или «тех» материалов. Каждый, кому когда-либо читали русские народные сказки помнит о сафьяновых и парчовых сапожках, холщовой рубахе или атласной косоворотке. Непонятные детскому уху названия, рисунки в книжках, нарядные люди на картинах в музее, фильмы и мультфильмы по мотивам народных сказок, красная вышивка на полотенце у бабушки- все эти частицы традиционной культуры закрепляются в подкорке, а потом узнаются и радуют, как что-то близкое, греющее душу и родное.

Вполне возможно, что ощущение родства объясняется в какой-то мере и символичностью и значимостью народного костюма. Предметы традиционной одежды были не только адаптированы к погодным условиям каждой определённой области, они сами (особенно головные уборы), а также и их отделка всегда несли в себе глубокий смысл, информацию или мольбу. Посредством отделки русский человек пытался защититься от молнии или гибели в бою, вышивая на своей одежде знак Грома и Перуна, берёгся от зла, используя крест в круге - знак Солнца, молил о хорошем урожае при помощи знаков плодородия и изобилия. И кто знает, может и действуют все эти усилия и может быть по этой причине нет-нет, да и возвращается современный человек к своим традиционным корням и украшает свой наряд элементами своей исторический традиции?

Народный костюм и соответственно его элементы - это ещё и самый простой, ненавязчивый и деликатный способ заявить окружающим о своём происхождении и о своих приоритетах. Даже в чужой стране и на чужом народном празднике можно украсить себя какой-нибудь исконно-русской и интернационально-знакомой деталью, как бы говоря: «я уважаю вашу культуру, но принадлежу к другой». Во времена спортивных соревнований или политических трений, посредством народных мотивов можно имплицитно поведать о своих фаворитах или взглядах. Таким вот образом не только заявляешь о себе, но и показываешь свои знания, демократичность и просто свой класс. Тем более, что самовыражение посредством деталей народного костюма несёт в себе намного больше культуры, чем облачение в цвета нацинального флага или украшение себя гербами.

Очевидно, что народный костюм, несмотря на свой почтительный возраст, актуален и по сей день. Даже можно сказать, что сегодня он актуален, как никогда, потому что сегодняшняя мода - необыкновенно политична и чутко реагирует на изменения равновесия в мире. Каждый сезон наблюдается какая- либо национальная тенденция, когда кутюрье обыгрывают восточные, африканские, азиатские или традиции других культур. Ведь модный дизайнер - это влиятельный человек, к которому прислушиваются, и который может повлиять не только на стиль одежды, но и посредством использования национальных мотивов того или иного народа, обратить внимание на определённый культурный и географический сектор.

Ева Шмидт

 
 
Обсуждаемые