Аборт на поздних сроках – показания и проблемы - Этические проблемы

этические проблемы аборта

Аборт на поздних сроках - этические проблемы

Аборт может быть самопроизвольным и искусственным. Искусственным абортом называется преднамеренное прерывание беременности на сроке до 28 недель. Поздним искусственным абортом считается прерывание беременности на сроке с 12 по 28 неделю. Такое прерывание беременности делается строго по медицинским показаниям.

 

История аборта

Искусственные аборты делались еще в глубокой древности. В Древней Греции и Риме они не считались чем-то противозаконным и осуждались только в том случае, если аборт производился в корыстных целях или был связан с другими неблаговидными поступками. В то же время древние врачи (например, Гиппократ) считали производство абортов делом безнравственным и недостойным врача. Так, в присяге, которую принимали врачи основанной Гиппократом школы, были слова: «… я не вручу никакой женщине абортивного пессария».

Позднее, когда Римская империя стала нуждаться в солдатах для захвата чужих земель и увеличения числа рабов, женщина и лица, способствовавшие производству аборта, строго наказывались.

С появлением христианства искусственные аборты стали считаться не только аморальным деянием, но и тяжким грехом, так как истребление плода лишало его благодати будущего крещения. Поэтому в средние века аборт рассматривался как убийство близкого родственника и во многих странах карался смертной казнью или каторгой. В России также в семнадцатом веке существовал закон о смертной казни за вытравливание плода, который был отменен Петром Первым. Но постепенно, к началу девятнадцатого века, во многих европейских странах начинают признаваться медицинские показания к аборту и отменяться смертная казнь за его производство.

Начиная с конца девятнадцатого и начала двадцатого века не утихают дискуссии об этических проблемах абортов. Общество разделяется на противников и сторонников запрещения абортов. С одной стороны многие справедливо считают, что у врача нет морального права удалять (убивать) живой плод. А с другой стороны существуют медицинские показания, когда роды могут напрямую угрожать жизни женщины. Существуют и социальные причины, заставляющие женщин решиться на аборт – это материальная неустроенность, отсутствие жилья, работы. Проблема порой становится неразрешимой, особенно, если учесть, что христианская мораль до сих пор отвергает противозачаточные средства.

Одним из самых главных аргументов за разрешение медицинских абортов в начале двадцатого века явилась высокая материнская смертность от криминальных абортов (сделанных вне медицинского учреждения) и кесаревых сечений. Поэтому в большинстве европейских стран аборты были разрешены по медицинским показаниям.

В России аборты были разрешены сразу же после революции. И если в других странах церковь и общественность постоянно поднимали вопрос о морально-этической стороне абортов, проводилась пропаганда планирования беременности и средств контрацепции, то в России моральная сторона абортов обычно не обсуждалась, а последствия для здоровья пугали далеко не всех женщин. В результате к концу прошлого столетия в России абортов делалось больше, чем в любой другой стране мира, что, безусловно, сказалось на рождаемости и здоровье женского населения.

Аборт и мораль: когда эмбрион становится человеком?

Сегодня, когда к нам постепенно возвращается христианская мораль, многие женщины начинают понимать, что аборт – это убийство. А аборт после двенадцатой недели беременности – это убийство ребенка, который уже даже не зародыш (с девятой недели беременности он уже носит название плода) и с шестнадцатой недели уже начинает шевелиться в животе у матери. Конечно, он еще прочно связан с телом матери пуповиной, но это отдельный живой человек, который двигает ручками и ножками. Поэтому для многих женщин, которым предстоит операция искусственного аборта на поздних сроках по медицинским показаниям (а эти показания связаны с прямой угрозой жизни женщины), это является тяжелым испытанием.

Существуют и другие женщины, которые не задумываются ни о каких этических проблемах и, пропустив срок возможного производства медицинского аборта, умоляют врачей сделать его на позднем сроке или решаются на производство криминального аборта, подвергая огромному риску свое здоровье, а зачастую и жизнь.

Сегодня человечество еще не ответило на вопрос, когда именно эмбрион становится человеком. Но научные исследования последних десятилетий в данной области говорят о том, что мы много еще не знаем и вполне возможно, что уже на ранних этапах внутриутробной жизни человек способен много чувствовать. Нам еще только предстоит узнать, что же именно ощущает маленькое существо, которое развивается в организме женщины и когда его следует признать человеком со своими правами на жизнь. Но все идет к тому, что на смену запретительных мер, которые никогда не были достаточно эффективными и приводили только к высокой женской смертности, приходят морально-этические принципы, действие которых гораздо прочнее и надежнее.

 
 
 
Обсуждаемые