Шопер: не отходя от кассы

шоперЕсли для России персональный шопинг – принципиально новое направление модного рынка, то в Европе профессия шопера уже давно не воспринимается как нечто экзотичное. Это такой же необходимый поставщик услуг, как парикмахер, косметолог или консультант по недвижимости. Шопер сопровождает покупателя во время походов по торговым центрам и магазинам и помогает ему подобрать одежду в соответствии со стилем, возрастом, особенностями телосложения и личными предпочтениями, а также консультирует его относительно модных тенденций сезона.

В Россию профессия шопера пришла, наверное, вместе с телепередачей «Снимите это немедленно!», которую когда-то вели на телеканале «Домашний» Таша Строгая и Саша Вертинская. Было бы заблуждением считать, что услуги специалистов подобного профиля предназначены лишь для очень обеспеченных людей. Шопер должен уметь одеть клиента вне зависимости от его пола, возраста, социального статуса или уровня доходов. Но основная его аудитория - это те, кто умеет экономить деньги и при этом желает выглядеть стильно и элегантно. Ведь многим покупателям свойственны необъяснимые порывы, когда они, как на духу, выкладывают немалые деньги за новинки для своего гардероба, а, придя домой, обнаруживают, что дорогую юбку или пиджак не с чем носить. Профессиональный и грамотный шопер способен произвести эффективную ревизию уже имеющегося у клиента гардероба, сделать его более рациональным, приспособить старые вещи к новым модным веяниям.

В отличие от стилиста

Многие путают профессию шопера с профессиями стилиста или имиджмейкера. На самом деле это далеко не одно и то же. Разница заключается, прежде всего, в том, что шопер всегда работает в рамках бюджета, определенного самим клиентом, тогда как стилист сначала создает образ и лишь потом подсчитывает, во сколько он обойдется заказчику. Имиджмейкер же преимущественно занимается общими консультациями по цвету, стилю, гардеробу, фигуре прическе и макяжу, но сопровождение – не его профиль.

Можно сказать, что шопер – это и стилист, и имиджмейкер в одном лице. Кроме того, он же должен быть хорошим психологом и тактичным, терпеливым, коммуникабельным, но ненавязчивым консультантом. Его задача – подчеркнуть с помощью одежды внешние достоинства клиента и отвлечь внимание от его недостатков. Тщательно изучая человека, специалист задает ему множество вопросов, вплоть до того, на каком транспорте тот привык передвигаться. Ведь стиль клиента имеет не только эстетическое, но и функциональное значение, и во многом определяется образом его жизни. Шопер-профессионал никогда не станет наряжать заказчика, словно новогоднюю елку, и навязывать ему те или иные бренды и тренды. Для него очень важно, чтобы в подобранной им одежде человек чувствовал себя комфортно – как физически, так и психологически.

Критерии профессионализма

По публикациям в глянцевых журналах несложно сделать вывод о том, что к 2010 году в России профессия шопера стала модной в полном смысле этого слова: выпускники, а точнее – выпускницы общеобразовательных школ грезят о ней точно так же, как их ровесники в середине девяностых грезили о престижных дипломах экономистов и юристов. Многие коммерческие учебные заведения объявляют об открытии курсов персонального шопинга – как правило, краткосрочных, рассчитанных на три-четыре месяца.

Но в реальности часто оказывается так, что свидетельство об окончании подобных курсов вовсе не говорит о профессионализме модного эксперта. На первый взгляд может показаться, что услуги шоперов востребованы лишь представительницами прекрасного пола, но нередко их клиентами становятся и мужчины. В отличие от дам, они в основном преследуют сугубо материальные цели: например, победа на выборах или покупка более дорогой машины предполагает смену имиджа на более статусный, и мужчина готов к кардинальным переменам во внешности.

Разные шоперы по-разному оценивают стоимость своих услуг, но в среднем сопровождение специалиста обходится примерно в десять процентов от суммы сделанных покупок, а консультации или анализ гардероба – от тридцати долларов.

Светлана Усанкова

 
 
Обсуждаемые